Проповеди

Слава Богу, сегодня, в день Отдания Пасхи, Господь собрал нас, пастырей и прихожан собора, чтобы вместе прославить воскресшего Господа. В Прощальной беседе Господь говорил Своим последователям, что они будут печальны в разлуке, но Он вернется и исполнит их сердца радости, которой никто у них не отнимет. Это вскоре сбылось.

Сегодня мы совершили великое освящение храма в честь Царственных Страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, уже более ста лет назад пострадавших за Христа и за исполнение своего долга перед Отечеством.

Еще длится праздник Преполовения, когда мы поем: «жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет». И вот сегодня, в 5-ю Неделю по Пасхе, слушая в Евангелии беседу Христа с Самарянкой, мы понимаем, о какой воде идет речь.

Христос Воскресе!

«Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть» – говорит Златоуст в слове на Пасху. В пасхальные дни мы прославляем Господа, освободившего нас от всякой боязни славным Своим воскресением. Ныне празднуется Преполовение Пятидесятницы, середина пути от Пасхи до Сошествия Святого Духа. И если для иудеев Пасха и Пятидесятница были переходом от египетского рабства к рабству закону, данному на Синае, то для христиан это шествие от победы над смертью к обретению личной свободы в Духе Святом.

Во время ограничений, связанных с распространением нового вируса, мы особенно начинаем ценить свободу перемещения, возможность не только отдохнуть, но даже поработать. А еще для нас важнее иметь свободу частной жизни, личное пространство, в которое никто не должен вторгаться. Нас пугает тотальный контроль, всевидящие камеры, необходимость доказывать непонятно кому, все про нас знающему, свои нужды с вероятностью получить отказ.

С одной стороны, хорошо, когда власть получает эффективный механизм борьбы с беззаконием. Ведь чиновник – Божий слуга, карающий злое и поощряющий доброе. Разве плохо, когда законы исполняются не только за совесть, но и за страх, налоги выплачиваются, преступники ловятся?!

А с другой, боязно отдавать оценку своих действий и намерений мирским управленцам, бездушным машинам и искусственному интеллекту. Тем более страшно, если эта информация, это знание-сила попадет в руки людей злонамеренных, грабителей или фашистов, присваивающих себе право судить, кому жить в этом мире, кому быть прислугой, а кого надо убить, чтобы освободить планету для избранных?!

Но Христос освободил нас и от этого страха. Положим, христианина за веру сажают в тюрьму, всячески ограничивают, пришивают индивидуальный номер на грудь и на спину и круглосуточно за ним наблюдают. Теряет он дарованную Христом духовную свободу? Нет, напротив, в стесненных обстоятельствах освобождается от пут житейской суеты и душой устремляется к Богу. Ведь Господь пришел не для того, чтобы освободить подневольных от рабства господам. Он даровал Своим последователям, рабам и господам, свободу духа в следовании любви и добру.

В сегодняшнем Евангелии Христос беседует с иудеями и говорит, что если они пребудут в Его учении, то познают истину, и истина сделает их свободными. Он говорит им о духовной свободе, но они не понимают Его, как не понимал Никодим, что такое рождение от духа. Они не видят своей беспомощности в духовном плане, обусловленности своих поступков, порабощенности страстям и начинают доказывать, что свободны и никогда не были рабами.

На самом деле, были и многократно: 400 лет в Египте, 70 в Вавилоне, часто уводились в плен к языческим народам Палестины. Но Господь не спорит с ними, а пытается достучаться до их сознания. Тогда, буквально на пальцах, Он объясняет им, что тот, кто совершает грех, является рабом греха. А раб, в отличие от сына, пребывает в дому лишь временно, и только сын получит дом в наследство. Они снова не понимают, называя себя сынами Божьими на основании плотского родства с Авраамом, как будто происхождение гарантирует спасение. Тогда Господь говорит им о том, что сын должен быть похож на отца и исполнять его волю. И если они не исполняют воли Отца Небесного, если замышляют беззаконие, то отец их не Бог, а тот, чью волю они исполняют – дьявол.

А мы, христиане, дети нашего Отца Бога, если соблюдаем Его заповеди и стараемся походить на Христа. У нас есть внутренняя свобода избрания добра, и возможность этого выбора намного ценнее и важнее свободы внешней. Потому что самый страшный враг человека – это грех, служение которому гибельно и разрушительно. Вследствие рабства страстям воля оказывается связана грехом и расслаблена, ум, притупленный из-за использования не по назначению, слепнет и заблуждается. Сердце разрывается между разными желаниями, но не может вместить главного, чтобы обрести любовь Божию, а с нею радость и покой. В духе человек получает способность распоряжаться собой, обретает свободу осознанно идти к достойной цели, хотя и подчиняется ограничениям, связанным с ее достижением.

Поэтому будем дорожить своей православной верой и стоять «в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5, 1). А Господь силен избавить нас и от несвободы внешней. Вы спросите как? Не знаю, Господь знает. Так же, как в сегодняшнем Апостоле Он через ангела освободил из темницы Петра. Хотя Ирод принял все меры, чтобы тот не убежал, приставив к нему для охраны шестнадцать воинов, однако ангел Господень усыпил стражей и извел Петра на свободу через все железные ворота и засовы. Так и мы верим, что, если останемся верны и пребудем в данной нам во Христе свободе, то Господь избавит нас от всех страхов, а если надо, то и от несвободы внешней. Аминь.

«Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами» – говорится в тропаре сегодняшнего дня. Ныне Церковь празднует Преполовение периода Пятидесятницы, достижение середины пятидесятидневного срока от Пасхи до Святой Троицы. Этот период аналогичен иудейской Пятидесятнице – ровно столько дней отделяло Песах – исход из Египта – от получения скрижалей Завета на горе Синай. У них это путь от египетского рабства к ветхозаветному закону, у нас – от победы Христа над смертью до рождения Церкви и личного усвоения этой победы в Духе Святом.

В эти светлые дни празднования победы Христа над смертью мы вспоминаем еще одну славную победу, земную, одержанную над оккупантами. В истории нашего отечества было немало побед, но эта война была особенной, потому что потребовала напряжения всех сил нашего народа. Этих сил едва хватило. И если мы устояли и превозмогли врага в этой схватке века, то лишь милостью Божией.

В эти Страстные дни, когда совершается спасение всего рода человеческого, мы становимся свидетелями подвига Спасителя нашего Иисуса Христа, Который «взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8, 17), чтобы освободить нас от тирании греха и открыть нам путь на Небо. 

Лазаревой субботой заканчивается святая Четыредесятница, а Вход Господень в Иерусалим открывает заключительный этап Великого поста – Страстную седмицу. С этого момента трехлетнего общественного служения Христа начинает уже проявляться суд Божий над людьми и разделение, которые завершатся во время Второго пришествия Христа. 

В нынешнем евангельском отрывке Господь в сопровождении Своих учеников восходит в Иерусалим, чтобы пострадать на кресте ради спасения рода человеческого. А Его последователи, думая, что Он идет получить власть и славу, мечтают о том, как они займут свои места рядом с Ним. Видя такие их настроения, Господь говорит им, что прежде славного воскресения Ему надлежит претерпеть издевательства, муки и позорную смерть, и они как будто понимают Его.

Сегодня мы чтим Феодоровскую икону Божией Матери, которая является покровительницей нашего города. Если даже не говорить о том, что, согласно преданию, ее написал апостол Лука, все равно это очень древний образ, как минимум десять веков назад уже творивший чудеса на нашей земле, в Северо-Восточной Руси.

Страница 1 из 6