Публикации

После десятилетий безбожия одни храмы оказались начисто стерты с лица земли, от других остался лишь фундамент, а третьи, разрушенные и заброшенные, скорбно доживают свой век – как Никольский единоверческий храм. Давайте перелистаем страницы его истории.

Печальна история безвозвратно утраченной церкви в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, некогда располагавшейся в районе железнодорожного вокзала. От красивейшего храма, в котором (единственный раз за всю историю Сызрани!) в 1904 году молился Государь Император Николай Второй, ныне не осталось камня на камне. Кстати, это выражение почерпнуто из Священного Писания, когда Иисус предрекает гибель Иерусалима: «Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24:1). Но тогда, в самом начале XX века, людям было неведомы ожидающие их жесточайшие испытания и колоссальные потрясения. И кто бы мог подумать, что недавно построенному храму, чаяниями многочисленных жителей района Новая Линия и неустанными трудами доброхотов, отпущено столь мало времени?

В северо-западной части града Сызрани, вскоре после его основания в 1683 году, за рекой Крымзой у прибрежной линии на возвышении была поставлена приходская деревянная церковь в честь Илии Пророка (в настоящее время – улица Интернациональная, 12), давшая название слободе.
Ильинская слобода раскинулась недалеко от плотины, удерживавшей огромный пруд, образованный рекой Крымзой. Его вода заполняла ложбину, разделявшую две наиболее важные в будущем развитии Сызрани части – центральную и закрымзенскую. Давайте же вместе проследим историю Ильинской церкви, неразрывно связанную с историей города – от начала и до наших дней.

В Православии статус собора присваивается главному храму города, монастыря или наиболее значимым храмам в столицах. В Сызрани это – Казанский кафедральный собор. Однако до того, как в 1866 году был заложен первый камень на месте строительства этого величественного храма, в летописи упоминались еще два собора. Давайте вспомним об этих соборных храмах и отдадим дань памяти тем, кто верой и правдой служил и служит Богу в них.

Давайте в очередной раз перелистаем бесценные страницы летописи, в которой упоминаются некогда существовавшие на сызранской земле храмы. Одни из них – как, например, красивейший Покровский храм - были навсегда стерты с лица земли, и упоминания о них можно найти лишь в архивных документах, а другие – например, Успенский, Троицкий храмы – после окончания страшной эпохи богоборчества построены в других местах, сохранив свои святые имена...

Сызрань, как и все русские города, делилась на отдельные районы - слободы. К ХVIII веку их образовалось несколько: Покровская, Ильинская, Преображенская и другие. Одной из первых возникла Преображенская слобода, расположенная юго-западнее крепости, за рекой Сызраном. Свое название слобода получила в честь деревянной церкви, построенной в 1768 г.

Сегодня облик Троицкой церкви, построенной в форштадте, то есть в местности за границей крепости, недалеко от Сызранского кремля, на пересечении улицы Троицкой (в настоящее время – Карла Либкнехта) и переулка Троицкого (ныне – пер. Берлинского), можно представить лишь по немногим сохранившимся архивным документам и фотографиям.

Представители Русской Православной Церкви приняли активное участие в событиях Первой мировой войны, что подтверждают документы Сызранского филиала Центрального государственного архива Самарской области.

В 2019 году исполнилось полвека со времени основания Старо-Костычевского Смоленского женского монастыря. А 23-го ноября 2018 года – ровно 90 лет со дня его закрытия. История обители неразрывно связана с историей развития православия на сызранской земле.

Прошлое Сызрани неразрывно связано с историей православия. Со времени возникновения города начали строиться храмы, монастыри. В 1773 году численность населения Сызрани составляла около пяти тысяч человек. Из них примерно три четверти имели православное вероисповедание. Согласно переписи, проведенной в 1902 году, больше всего горожан посещало Ильинскую церковь. Затем следовали Троицкий, Покровский, Преображенский, Казанский храмы. Впрочем, немало прихожан было и в других местах, в том числе в Сретенском женском монастыре. О нем сегодня и пойдет речь.

Страница 1 из 2