Проповеди
Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня мы собрались в храме Смоленской иконы Божией Матери, чтобы вместе помолиться. Я впервые оказался здесь, в этом благословенном городе, которому, хотя железная дорога и не дает своим шумом забыть о земном, но великая русская река, вдоль которой он расположился, могучая, спокойная, сильная напоминает его жителям о характере и великой истории русского народа, о тех духовных ценностях, которыми жили наши предки на протяжении многих веков и к которым мы возвращаемся сегодня.
Церковь сегодня чтит память святых италийских мучениц: Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Они пострадали во втором веке от Рождества Христова за исповедание веры и отказ принести жертвы идолам.
Нынешнее Евангельское чтение посвящено двуединой заповеди о любви, тому, что нужно возлюбить Бога всем сердцем, всей душой и всем умом своим и ближнего, как самого себя. Любовь является основой бытия, ибо по любви Бог создал мир и в любви должно соединиться в конечном счете все разумное создание. Эта заповедь является идеалом единства в Боге, конечной целью создания человека и всего мира.
Мы пришли все сюда в этот субботний вечер, оставив повседневные заботы, чтобы помолиться Богу, прославить Его святое Воскресение. И в этом заключается мудрость человека, чтобы нам, земным, возвышаться над вещественным и устремляться к духовному, проникать в тайны Божии, тайны Креста и Воскресения.
Сегодня, через неделю после моего прибытия на Сызранскую кафедру, я сподобился послужить вместе с вами Божественную литургию в вашем селе Шигоны, название которого входит теперь в титул Правящего архиерея. Наша служба на этом месте совпала с днем села, которому уже больше четырехсот лет. Но для христианина важнее то, что Церковь празднует ныне Воздвижение Креста Господня. Крест – это знамение нашей победы над грехом и смертью. Господь наш Иисус Христос является победителем ада и смерти, Он наш спаситель, избавитель от тирании греха, и от Него мы унаследовали эту победу.
Всечестные пастыри и соработники на ниве Христовой, дорогие братья и сестры, благодарю за совместную молитву и за ваши поздравления! Первый раз в жизни у меня такое вот принародное празднование моего скромного Дня рождения. Конечно, я бы предпочел перенести акцент на праздник Рождения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, отдание которого мы сегодня совершаем, а также на Перенесение мощей святого праведного Симеона Верхотурского, который для меня немало значит. Он является покровителем Урала, тех мест, где проходило мое предыдущее служение, и по молитве к нему я получал просимое.
Сегодня многие из нас участвовали в Тайной вечере, в небесной трапезе, где Господь подает не роскошные яства, не заморские блюда, а Самого Себя дает в снедь верным. Это вершина любви, и эта любовь требует взаимности. «До ревности (Бог) любит дух, живущий в нас», как свидетельствует апостол Иаков, говоря о несовместимости любви к Богу и к миру (Иак. 4, 5). И если Бог идет нам навстречу, а мы не видим этого, занимаемся совсем не тем, то это большая наша беда.
Сегодня мы прославляем Пречистую Матерь Христа Бога нашего, от Которой радость воссияла всему человечеству. Чтим Ту, Которая стала достойной принятия в Себя Спасителя мира – Второй ипостаси Святой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа.
Только что в Евангелии мы слышали повествование о том, как Господь явился святой Марии Магдалине, а затем шедшим в Эммаус двум Своим ученикам. Мироносица и ученики последовательно сообщили эту благую весть другим ученикам, «плачущим и рыдающим», но те им не поверили. Когда люди охвачены скорбью, страхом или смятением, тогда ум их помрачается сомнениями, а вера оскудевает.
И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные (Мк. 4, 24-31).