Ей, гряди, Господи Иисусе! Проповедь еп. Леонтия в Казанском соборе.

29 мая 2020

Слава Богу, сегодня, в день Отдания Пасхи, Господь собрал нас, пастырей и прихожан собора, чтобы вместе прославить воскресшего Господа. В Прощальной беседе Господь говорил Своим последователям, что они будут печальны в разлуке, но Он вернется и исполнит их сердца радости, которой никто у них не отнимет. Это вскоре сбылось.

Христос воскрес, и смерть повержена. Не существует больше достойной для христианина причины унывать, потому что любые искушения и беды ничто в свете радости жизни вечной. Они лишь укрепляют нас в нашем уповании на Воскресшего Господа, в вере в Его окончательную победу над смертью. Отныне торжество Воскресения Христова затмевает и делает ничтожными любые наши скорби на земле.

Господь в течение сорока дней после Своего Воскресения являлся Своим последователям, утешал их, укреплял, открывал многое, что потом вошло в Священное Писание и Предание Церкви. И вот снова Он как бы уходит и снова грусть расставания, но не для тех, кто верует.

В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как Господь после спора с иудеями «отошел и скрылся от них» (Ин. 12, 36), потому что люди в большинстве своем не приняли Его. Он пришел в этот мир, а мир его не принял, потому что большинство так и осталось при своих, жить своими интересами. Ибо, как сказано, «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ин. 12, 40).

Но для нас Отдание Пасхи и Вознесение Господне – это великая радость и надежда. Христос восходит на небо, чтобы уготовить для нас обители в Царстве Отца и прислать Утешителя Духа, Который наставит нас на всякую истину. При этом Господь, удаляясь и одновременно благословляя, показывает, что не оставляет нас одних. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Действительно, кто может отнять у нас эту радость?!

Когда Господь был на земле, не все могли быть рядом с Ним по физическим причинам, время и пространство налагали свои ограничения. После Своего воскресения Спаситель уже в иной плоти, измененной и прославленной, являлся ученикам, но, опять же, временно приносил радость и снова удалялся. А теперь Господь уже по-настоящему соединяется со Своими последователями, соединяется в сердце, в Причастии, причем так, как никакой человек не может сблизиться с другим. Одна наша мысль, одно обращение ума и сердца горé мгновенно духовно соединяют нас со Христом и Его святыми.

Вознесение – это смена эпох, завершение дела Христова и начало деяний Святого Духа, апостольской проповеди. Ведь Пасха Христова – это спасение человеческой природы во Христе. Господь стал человеком, чтобы наше естество приобщить к Своему божеству. Мы все, отцы, братья и сестры, составляем теперь одно тело во Христе, все одинаково ценны перед Господом, нет различий. Мы любим друг друга только потому, что Господь создал нас для вечной жизни, и у нас один общий Отец.

Но в Пятидесятницу, при сошествии Духа Святого, происходит спасение человека индивидуально. Бог обращается к каждому не через писания пророков, а непосредственно в Духе. Дух Святой, Третье Лицо Святой Троицы, нисходит отдельно на каждого, говорит с человеком в сердце и ведет его к духовному совершенству. Не только наша природа спасена во Христе, так что мы составляем теперь одно тело Церкви, но Господь с каждым из нас возится отдельно. Дух Божий дает каждому отдельные дарования, свои какие-то способности и таланты, которые ему нужно с Божьей помощью реализовать.

Вот причина нашей радости, и дай Бог, чтобы радость эта была духовной, а не была связана с праздничной едой, какими-то торжествами, даже со взаимным общением. Радость наша должна быть написана в сердцах наших, быть источником силы и укреплять нас в различных жизненных испытаниях. Тогда нас не смутят никакие напасти, и мы всегда, подобно древним христианам, будем с верой и надеждой взывать ко Господу: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20). Аминь.