О долге доброделания.

15 ноября 2020

Нынешний праздник святых Косьмы и Дамиана Асийских для величественного храма села Старая Рачейка является престольным. Как известно, эти святые называются бессребрениками, потому что угодили Богу посредством безвозмездного исцеления людей и животных. Они призывают нас к служению ближнему, учат совершать добрые дела во славу Божию.

Все мы, по слову святого Павла, «созданы во Христе Иисусе на добрые дела» (Еф. 2, 10), «дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет», как говорит уже апостол Петр (1 Петр. 2, 9). Бог, источник совершенства, ждет, чтобы мы уподоблялись Ему, подражали Его добродетели. «Никто, как мы слышали сейчас в Евангелии, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет (Лк. 8, 16). Господь ждет от нас, чтобы мы, христиане, стали такими светильниками для мира, для прочих людей.

В то же время настоящая добродетель не бросается в глаза, она всегда скромна, не тщеславна, она старается угождать не людям, но Богу. По заповеди Христовой о сделанном тобою добре не должна догадываться даже другая твоя рука, чтобы его не присвоило тщеславие или какая другая страсть, в то время как Бог, видящий тайное, воздаст тебе явно (См. Мф. 6, 6). Поэтому Господь сразу после слов о свече поясняет: «Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк. 8, 17).

Всякое добро рано или поздно сделается известным и получит воздаяние от Бога. Однако добродетель должна быть чистой и бескорыстной, она должна исходить из единого желания послужить Богу без какой-либо корысти, каких-то своих интересов. Господь Сам дает нам пример: когда Он учил в собрании и Ему указали на Его родственников, стоявших у дверей и желавших Его видеть, Он сказал: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8, 21). Даже родственные отношения не должны искажать наше служение и нарушать чистоту мотивации.

Вот и святые Косьма и Дамиан очень сильно старались о чистоте добродетели, о том, чтобы их добрые дела были совершаемы ради Бога. Поэтому они принципиально не брали ни гроша с тех, кого исцеляли, так что на этой почве даже однажды произошло искушение. Святой Дамиан взял три яйца у исцеленной ими женщины, потому что она умоляла взять их во имя Святой Троицы, а он не посмел отказать. По этой причине, как это стало известно, святой Косьма завещал не хоронить его рядом. Господь явился ему и оправдал поступок святого Дамиана. И хотя Косьма понял, что был неправ, и раскаялся, однако не знавшие об этом люди по смерти братьев недоумевали, хоронить ли их вместе. И тогда тайное стало явным, когда бессловесное животное – верблюд, которого некогда исцелили святые братья, – заговорил человеческим голосом и поведал всем волю Божию. Поистине, что сказано на ухо, говорит Господь, будет проповедано на кровлях.

Итак, созданные для добрых дел, мы должны творить добро. Если же мы не делаем должного, то сами становимся должниками, т.е. грешниками. Грешники – это не только те, кто совершает явные грехи и преступления, это те, кто не делает добра. И этот долг накапливается, начинает давить, портить жизнь, пока не будет отдан.

В житии святых Бессребреников есть такой момент, даже забавный, когда один человек, страдавший тяжелой болезнью, просил их в молитвах исцелить его, и при этом у него еще было пристрастие к народным зрелищам. И вот во сне ему являются святые и велят выпить чашу смолы. Он не нашел в себе сил этого исполнить, и тогда в следующий раз они велят выпить уже две чаши. Он опять не смог этого сделать, и количество вырастает до трех. Когда и этого он не исполнил, являются ему Святые и говорят: «Ну хорошо, не хочешь выпить эти три чаши смолы, тогда слей их в один сосуд и тайно закопай на месте, где проходят народные зрелища».

Он обрадовался, что есть способ проще решить проблему, и поспешил исполнить, однако тайно это сделать не получилось. Его заметили, поймали и хотели судить за чародейство, так что он с радостью выпил все эти три чаши смолы, чтобы доказать, что совершал эти подозрительные действия по указанию Святых. А когда выпил, то сразу стал здоровым. Таким образом он исцелился не только от болезни тела и нездоровой тяги к зрелищам, но и от непослушания.

Так и мы часто не делаем то, что должны, не хотим смиряться, уступать, прощать, настаиваем на своем, а долг постепенно копится. Но нет иного, более легкого, пути, только через труд добродетели, через самоотвержение, через смирение и терпение мы наследуем Царствие Небесное. Если же этого не делаем, то долг наш копится, а ситуация только усугубляется. Когда же приходит покаяние, тогда начинаем смиряться и терпеть, творить добрые дела, как бы разом выпивая все чаши, и получаем прощение всех своих грехов и долгов. Вот тогда мы поймем, что слушаться Бога совсем не трудно, даже намного легче, чем настаивать на своем, ибо бремя Господне легко есть, и получим духовное исцеление.

Будем просить святых бессребреников Косьму и Дамиана научить нас чистой добродетели милосердия к ближнему, свободной от всякой корысти, от какой-либо своей выгоды, расчета и лукавых соображений. Чтобы наша добродетель была испытана, как злато в горниле, возвысилась над языческими взаиморасчетами и стала достойной нашего христианского звания. Тогда мы вплотную подойдем к идеалу христовой любви, к тому, что делает нас святыми и угодными Богу. Аминь.         Произнесена в храме святых Бессребреников в селе Старая Рачайка на Литургии 14 ноября 2020г.