Приидите, верные, и почерпите воду бессмертия. Проповедь еп. Леонтия на Литургии праздника Крещения в Казанском соборе

22 января 2020

В предшествующие дни мы праздновали пришествие на землю Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. А сегодня Он уже в тридцатилетнем возрасте выходит на общественное служение, чтобы проповедовать слово Божие, Евангелие спасения. И в этом явлении Христа мы видим одновременно явление Святой Троицы, почему и праздник называется Богоявлением.

Бог Отец гласом с неба возвещает всем, что это Его возлюбленный Сын, в Котором Его благоволение, приглашая людей следовать за Христом и слушать Его божественные повеления. И Дух Божий в виде голубя нисходит на крестящегося Спасителя, знаменуя эпоху, когда мы уже не только ногами по земле ходим, но и духом воспаряем к Богу.

Совершенный Бог, ставший во всем подобным нам человеком, кроме греха, не нуждается в крещении покаяния во оставление грехов, которое подавал святой Предтеча. Но Господь, чтобы, как Он сказал, «исполнить всякую правду», принимает крещение ради нас. Как Он, безгрешный и бессмертный, предается смерти за наши грехи, чтобы искупить человека, так и Своим Крещением Он освящает водное естество и показывает нам способ обновления.

Благодаря этому схождению Господа в воды Иордана каждый из нас получает возможность войти в святую купель и очиститься от грехов, умереть для порока и воскреснуть для доброй жизни во Христе. Господь освящает воду, и она как носитель благодати Божией приносит в наши дома и, самое главное, в сердца благодать Христову. Воды Иорданские сегодня дошли и до наших пределов, так что каждый может черпать эту воду бессмертия, которая и сама не портится, и нам сообщает силу нетленной жизни.

На освящении воды мы слышали паремии, где среди прочего говорится о том, как жаждущая, растрескавшаяся и бесплодная земля пустыни принимает потоки живительной влаги и превращается в цветущий сад. Это образ блаженной жизни, где не будет вражды, разбойников – душепагубных страстей, где будут жить праведники, а лев и ягненок возлягут вместе. Это Царствие Божие, которое водворится в душе, когда в ней вселится Господь. Он приходит, чтобы напоить наши души, удалившиеся от Бога и иссохшие от греха, Своей благодатью. Как без воды невозможна жизнь тела, так без благодати Божией не будет жизни души и духа.

Вместе с Предтечей приготовим Спасителю путь, очистим его от всякого превозношения, от камней порока и выбоин недостатков и немощей. Пусть Источник Жизни изведет в нашем сердце источник воды живой, благодати Святого Духа, чтобы душа наша процвела, «яко древо, насажденное при источниках вод» (Пс. 1). Пусть она станет подобной древу жизни, возвышающемуся посреди рая и изобилующему многими плодами и дарами. Господь наш дает нам не только жизнь, но жизнь с избытком, вечное и блаженное ее измерение, лишь бы мы принимали этот избыток блаженства в Таинствах: «Придите, ядите, сие есть Тело Мое». «Приидите, верные, и почерпите воду бессмертия».

Благодать Божия, подаваемая в Великой Агиасме, как мы называем крещенскую воду, в священных текстах сравнивается даже с Причащением, почему в течение года, по русскому обычаю, мы принимаем ее натощак с просфорой утром до еды. Но эту воду можно принимать и в любое время дня и ночи в искушении, в болезни и при всякой необходимости. Конечно, святая крещенская вода не заменяет Причастие. Самое великое освящение происходит тогда, когда мы соединяемся с Господом в принятии Святых Христовых Таин, когда Сам Господь входит в наше сердце, соделывая его райской обителью.

В этот великий праздник, радуясь щедрым дарам Божиим, будем помнить, что ради наследования вечной жизни со Христом мы призваны стать похожими на Него: такими же милостивыми и любящими, такими же благостными и преданными нашему Небесному Отцу. Цельная картина образа Божия в человечестве может сложиться только тогда, когда в одно тело Церкви соединится множество маленьких подобий Христа, Который есть Альфа и Омега, Начало и Конец, и в Котором обитает вся полнота Божества и человечества телесно (Ср. Еф. 4, 24). Аминь.