Предстательство святого Царя. Проповедь еп. Леонтия на освящении храма в честь святых Царственных страстотерпцев на Феодоровском источнике.

20 мая 2020

Сегодня мы совершили великое освящение храма в честь Царственных Страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, уже более ста лет назад пострадавших за Христа и за исполнение своего долга перед Отечеством.

Это место при чудотворном источнике Пресвятой Богородицы Феодоровской особенное, святое и непосредственно связано с памятью о последнем Царе. Здесь в 1713 году, ровно через сто лет после восшествия на престол в 1613 г. первого русского царя династии Романовых Михаила, является Феодоровская икона Божией Матери, покровительница всей правящей династии, та самая, которой он был благословлен на царство своей матерью.

И еще одна символичная цифра: ровно через 50 лет после мученической кончины Царской семьи, в 1968 г., враг подвигает безбожников искоренить память в народе об их великом подвиге. Чтобы истребить святой источник, на который люди ходили молиться и получали исцеления, власти отравили и основательно засыпали его устье. Но Господь в конце тысячелетия снова открыл его стараниями и молитвами добрых и верующих людей.

Этот храм, иерейским чином освященный в честь иконы Божией Матери Живоносный Источник, изначально задумывался как царский, и потому его создатели молились Царственным страстотерпцам, ради их памяти трудились и для них собирали пожертвования. Так что сегодня, совершая это архиерейское освящение в день рождения нашего царя Николая, мы восстанавливаем справедливость.

Неслучайно день Рождения Императора пришелся на память Иова Многострадального – этого загадочного древнего святого, который был человеком состоятельным, но авторитетным в своем народе, благочестивым и праведным. Например, у него было десять детей, которые были хорошими людьми, но он каждую неделю, после того как они собирались вместе, приносил за них жертву Богу, на случай, если они даже в мыслях согрешат.

И царь Николай тоже был праведником, человеком уважаемым среди своего народа. Он был и добрым отцом своих детей, вместе с которыми каждый день молился на Литургии, приучая их к благочестию. Но помимо своих детей у него было много других чад, врученных ему в помазании на царство, – вся Россия. Для процветания своих многонациональных подданных император приносил в жертву свое время, свой труд и всю свою душу, он весь был служением.

Но вот диавол, что с греческого переводится как клеветник, позавидовал славе Иова. И когда Бог хвалил праведника как совершенного человека, сатана оклеветал его: «Он праведен потому, что Ты благословляешь его богатством и уважением, а отними у него это и увидишь, куда денется его добродетель».

Чтобы показать истинность добродетели Иова, Господь позволяет сатане лишить его сначала имения, потом детей. Праведник выдержал испытание, говоря: «Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» (Иов 1, 21). Тогда враг говорит: «Забери у него здоровье, что он тогда скажет?» Но и когда тело Иова по попущению Божию начинает разлагаться, пораженное страшной проказой, он и здесь оказывается на высоте. Все отворачиваются от него, даже жена обвиняет его в каких-то неведомых грехах и в отчаянии советует похулить Бога и умереть, а он отвечает ей: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2, 10).

Затем приходят друзья Иова, чтобы утешить его, но они не могут понять причины его страданий, которые попущены ему для славы Божией, а не по грехам. Судя по себе, они думают, что Иов согрешил, раз Бог так его наказывает, и призывают его покаяться. Но что интересно, Иов спорит с Богом, отстаивая свою чистоту, а Господь его оправдывает. Где-то он увлекся в споре и был неправ, потому что не может творение тягаться с Творцом и полностью оправдаться, но покаялся и был прощен. А друзей, которые, казалось бы, защищали Бога, Господь обвиняет в грехе осуждения и требует, чтобы праведник принес за них жертву.

И святого царя-мученика так же многие тогда не понимали, не понимают и сейчас. Тогда говорили: «Давайте поменяем государственное устройство, свергнем самодержавие и заживем свободно и в изобилии». Очень скоро стало понятно, как они ошибались. А сегодня говорят, что он был мягким и нерешительным, не справился с управлением империи, а могло бы быть все замечательно. Но ни те, ни другие не помнят о Боге, не понимают подвига Царя, его верности Христу и своему долгу, любви к народу и жертвенного смирения перед волей Вседержителя, попустившего нам наказание за отступление от веры. Вообще, много было возведено на Царскую семью клеветы, которая до сих пор многим загрязняет сознание, но правда восторжествует.

И как Иов принес жертву за не понимавших его друзей, чтобы Господь простил их, так и святой царь-мученик принес страшную жертву, не только свою жизнь, но и жизнь своей семьи, своих невинных детей ради того, чтобы Господь простил всех клеветников, всех заблуждающихся чад его, весь народ России. И хотя неправильно некоторые называют Царя Искупителем или Соискупителем, это применимо только ко Христу, с Которым смертные не могут равняться, однако подвиг Царя и его семьи – это подвиг христоподражательный.

Это именно та самая самоотверженная и жертвенная любовь, которой ждет Христос от Своих последователей. И в этом он подражает Искупителю, похож на Христа, как похожи на Него все святые. Такая сакральная жертва есть даже долг, законное следствие ответственности царя, поставленного посредником и ходатаем перед Богом за народ, порученный ему при помазании на царство.

Мы верим, что Господь принял эту его жертву как начаток всеплодия любви новомучеников, что и по его молитвам мы помилованы. И теперь, в нынешние непростые времена, когда становится понятно, что сами мы подчас не можем даже разобраться в том, что происходит, нам особенно нужно это руководство Царя, стоящего во главе небесного воинства добра. Мы тоже воины Христовы, сражающиеся за правду, а ему с такой духовной высоты виднее поле битвы.

Если политики и государственные мужи часто не понимают, что император Николай был совершенным правителем, то, по крайней мере, мы, православные христиане, должны помнить, что он был совершенным христианином. Это чрезвычайно редкое явление, когда человек, поставленный на такую высоту и облеченный великой властью, является одновременно праведником, совершенным христианином, безупречным воином Христовым. Дай Бог, чтобы эта истина стала очевидной нашему народу.

Молитвами святых Царственных страстотерпцев, Господи, вразуми, укрепи и спаси нас. Аминь.