О воде живой. Проповедь еп. Леонтия на Литургии в Казанском соборе.

18 мая 2020

Еще длится праздник Преполовения, когда мы поем: «жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет». И вот сегодня, в 5-ю Неделю по Пасхе, слушая в Евангелии беседу Христа с Самарянкой, мы понимаем, о какой воде идет речь.

Эта таинственная живая вода, которую дает Христос и которая делается в принявшем ее источником жизни вечной, есть благодать Божия. Человек создан для того, чтобы общаться с Творцом, чтобы быть наполненным Его благодатью, а без этого он не может иметь полноценной жизни и не достигает своего предназначения.

Господь напоминает нам сегодня об этой фундаментальной основе нашего бытия. Как без воды не может обойтись на земле ничто живое, так и без благодати Божией не может жить никакое создание, особенно разумное и одушевленное. Благодать – это то, ради чего мы приходим в Церковь, ради чего мы стараемся быть добродетельными. Ибо, как говорит прп. Серафим Саровский, цель настоящей жизни, как и будущей, подготовкой к которой эта жизнь является, – это стяжание благодати Святого Духа.

Итак, Господь приходит на источник в Самарии, видит там женщину и просит у нее воды. Это удивительно, потому что Господь нарушает все условности и правила. Иудей обращается к самарянке, а между этими народами была вражда, мужчина заговаривает с незнакомой женщиной, Праведник говорит с грешницей, которая сменила уже шесть мужей. Но самое удивительное – это то, что Бог говорит с человеком. Христос в воплощении истощает Себя, преодолевает разделяющую нас с Богом пропасть, чтобы появилась возможность общения и состоялась эта беседа.

Какой же воды просит Христос у человека? Эта вода есть любовь. Но ведь Сам Бог есть любовь, зачем Еему просить любви у нас, грешных и самолюбивых? Но иначе невозможно, ведь прежде чем получить наследие Бога, все Его дары, мы должны устремить к Нему свое свободное произволение, захотеть быть подобными Ему и взыскать Его богатства. Нам необходимо первыми научиться любить, пусть слабой, несовершенной любовью, но это должен быть наш шаг. И тогда Бог пойдет навстречу и изольет на нас всю Свою благодать.

Неслучайно Господь ждет от Своих последователей проявлений любви и милости друг ко другу и то доброе, что мы делаем нашему ближнему, Он вменяет в любовь к Самому Себе. Христос говорит, что и чаша холодной воды, поданная жаждущему, не останется без награды. Потому что мы в этой жизни должны научиться любить и миловать, стать сынами света и добра. Не искать пересохшие источники человеческой любви, а учиться любить самим, и тогда Господь поддержит это наше благое начинание и пошлет Свою, совершенную любовь. Бог нуждается в человеке для того, чтобы его спасти.

Самарянка – это образ души человеческой, замутненной грехом, но ищущей правды и спасения. Господь в беседе постепенно ведет ее от внешнего к духовным тайнам. От колодезной воды Он переходит к чудесной воде благодати Божией, вкусив которой, человек не имеет уже нужды в земной влаге и обретает вечное измерение. Когда же самарянка заинтересовалась этой живой водой, Христос просит ее привести мужа, как бы выясняя, на что, на какие принципы опирается душа в своей жизни.

Тогда оказывается, что у нее было пять мужей, а шестой, нынешний, незаконен. Это говорит о нашем непостоянстве, о том, что мы не имеем духовного стержня, не знаем истины и постоянно обманываемся. Святые Отцы говорят, что пять мужей – это пять чувств, а шестой – это грех. И человек, лишенный благодати Божией, ищет на что опереться и не находит в этом мире опоры, а грех – обманчивый заменитель полноты и самоутверждения. Единственный истинный и законный Муж души – это Христос, и только в Боге она обретает утверждение и полноту бытия.

Самарянка, узнав, что Он прозорливец, начинает спрашивать Спасителя о вещах духовных, о том, где нужно поклоняться Богу, чтобы спастись. И тут мы слышим великое откровение о том, что главное – это не место и не обряд. Богу должно поклоняться в духе и истине, потому что Он Сам есть Дух и Сам есть Истина. Вот об этом надо помнить нам, живущим в новозаветные времена.

Если в Ветхом Завете Господь требовал хотя бы формы, точного исполнения установлений закона, указывавших на будущее пришествие истины, то теперь внешняя праведность, пустая оболочка недостаточна для того, чтобы угодить Богу. Господь требует сути и содержания, хочет, чтобы мы наполнили свою душу благодатью и милостью, стали духовными и поистине добродетельными. Только тогда мы получим пропуск в Его Небесное Царствие и будем достойными его гражданами.

Но нельзя пренебрегать и формой, превозноситься над законом и обрядом, как будто мы уже переросли все внешнее. В русских сказках есть вода живая и вода мертвая. Если кого-то коварно убивали враги, то, чтобы воскресить его, нужно было добыть в невероятных подвигах живой воды и полить ею умершего. Но перед этим обязательно надо было полить раны мертвой водой, чтобы они перестали кровоточить, иначе из-за незаживших ран воскрешенный герой мог снова погибнуть. В духовной жизни нужна трезвость и постепенность, чудо и благодать не отменяют употребления традиционных средств и дисциплины.

В итоге этой беседы не только сама женщина уверовала, но и привела ко Христу многих своих соплеменников, которые сами, из общения с Господом, убедились в том, что перед ними Спаситель мира. Так благодатная струя веры увлекла за собой поток добра, вложенного в душу Богом, и посеянные пророками семена истины превратила в готовые к жатве побелевшие нивы.

Господи, и мы веруем, что Ты воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир спасти нас, грешников. Веруем не только по слову Евангелия и святых, но и сами в своем сердце услышали Твой зов, вкусили веселящего сердце вина Твоей любви. Дай нам этой воды живой, приносящей жизнь вечную, изведи в нас источник Твоей благодати, чтобы не собирать ее по капле, но обильно и без счета изливать на ближнего и купаться в Твоей любви. Тогда вера наша принесет обильный плод добродетели, и во время последней жатвы мы наполним житницы Твоего вечного Царства любви и благодати. Аминь.