О страхе Господнем. Проповедь еп. Леонтия на Литургии Преждеосвященных Даров в Казанском соборе.

05 марта 2020

Поздравляю всех с началом Великого поста и первой Литургией Преждеосвященных Даров. Это седмица особых подвигов, когда все мы стараемся воздерживаться от телесной пищи, часто ходить на службы и приобщаться пище духовной.

Сегодня на вечерне мы слышали повествование книги Бытия о сотворении живых существ и человека. В отличие от животных, которые созданы «по роду их», Господь вдохнул в человека дыхание жизни, дух, в котором присутствует частица Его Божества. Потому и говорится, что Бог создал нас по образу Своему и подобию, чтобы мы, будучи образом Творца, достигали и подобия Ему.

Взяв часть Адама, Господь сотворил ему жену в помощника и дал им заповедь размножаться и власть над всем творением, над всеми растениями и животными. Человеку Господь дал в снедь все травы и все плоды древес, а животному миру дал только травы. Здесь мы видим подтверждение слов Спасителя: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4). Изначально человек питался общением с Богом, не ел плоти и только после грехопадения, когда отпал он от славы Божией, понадобилась грубая пища, мясо животных, которые тоже стали дикими и хищными, враждуя друг на друга и на человека.

Посмотрев на созданное и увидев, что оно «хорошо весьма», Бог почил от трудов Своих в день седьмой и благословил его. Сейчас мы празднуем этот день в воскресенье, когда воскрес наш Господь, тогда же это была суббота, благословенный день покоя. А следующий день – восьмой – уже не вписывается в дни недели, потому что он вне времени, это день всеобщего воскресения, день вечности, когда спасенные безвременно будут блаженствовать со Христом в Его Небесном Царствии.

А еще сегодня мы слышали книгу Притчей, где Соломон так наставляет сына своего: «Сын мой! Если ты… ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Притч. 2, 1-5). Это наставление напоминает нам изречение того же автора, что «начало премудрости – страх Господень» (Притч. 1, 7). Впрочем, здесь все начинается с размышления, которое приводит к страху Господню и познанию Бога.

Что такое страх Господень? Это не страх человеческий, это высокое духовное состояние, приближенное к любви. Не страх наказания, а боязнь оскорбить любимого и любящего Отца, причинить Ему страдания преступлением Его воли. Потому что это настоящая неблагодарность, безответственность, грех.

Святитель Феофан Затворник, толкуя этот отрывок, говорит, что страх Господень есть у каждого из нас, он является врожденным свойством человеческого духа. Однако существует в положении раба, забит, никто не дает ему права голоса. Нужно освободить этот страх через размышления, поучение в Писании, где даны знания о Боге, человеке и будущем мира.

Ведь Бог, сотворивший весь мир, является и Промыслителем, т.е. каждое мгновение сохраняет мироздание и поддерживает жизнь живых существ, а если перестанет это делать, все мгновенно погибнет. Бог везде присутствует одновременно, все видит и слышит, знает все наши грехи. Он может нас покарать за беззакония, но не делает этого по Своему милосердию. Наконец, Господь – праведный Судия, и придет время, когда Он будет судить весь мир. А помимо этого будет еще личная смерть, когда тоже каждому придется дать отчет о своей жизни. Поэтому мы существуем только благодаря тому, что Господь по милосердию Своему дает нам пока время на покаяние, ожидая нашего исправления.

Вот если мы все это приведем в чувство, проникнем умом в эти истины, то тогда и придет страх Божий. Страх Господень – это то, что приведет в порядок наше внутреннее содержание, расставит все по своим местам, украсит и укрепит дух на добрые дела. И тогда мы будем сынами Вышнего, тогда будем творить добро не по страху наказания, не из ожидания каких-то наград, а потому что природа наша такая, унаследованная нами от Отца в образе, и потому что мы стяжали подобие Богу.

Будем молиться, чтобы Господь помог нам так серьезно настроиться, чтобы пришел к нам этот страх Божий, освятил, исправил и упорядочил все наше внутреннее содержание. Аминь.