Грех и подлинное наследование. Воскресная проповедь еп. Леонтия в Казанском соборе.

17 февраля 2020

Святая Церковь в преддверии Великого поста учит нас, как мы должны молиться, как настраиваться на покаяние, какие чувства должны господствовать в нашем сердце. В прошлое воскресенье в притче о Мытаре и фарисее Господь показал нам не грешника и праведного, а двух по-разному молящихся людей, из которых, вопреки ожиданиям, был более оправдан не превозносящийся своими добродетелями фарисей, а хоть и грешный, но смиренный и кающийся мытарь.

А сегодня Господь рассматривает двух сыновей: верного отцу и непутевого, – и опять последний в конце становится первым по своему внутреннему расположению. Подобно другой притче, где один сын на зов отца ответил согласием и в итоге не пошел на поле, а другой сначала отказался, но затем все-таки пошел.

В этой глубочайшей притче показан образ грешника. У Отца нашего Небесного вся полнота бытия, и пребывающий с Ним в общении человек, живя по заповедям, постепенно вступает в наследство всех Отчих благ. Но древний змий нашептывает легковерным искать счастье в удовольствиях, и в результате человек, избирая малое и частное, лишается всего наследия. В своем неразумном стремлении к приятностям грешник говорит: «Не хочу я трудиться и слушаться в надежде на счастье в будущем, дайте мне то, что мне причитается, и я буду уже сейчас жить в свое удовольствие».

И отец вопреки здравому смыслу, как бы в качестве эксперимента, разрешает сыну поступить по своему желанию: «Возьми свою часть наследства и иди». Что же из этого получается? А получается вот что: безответственное злоупотребление свободой приводит грешника к краху. Он удаляется от Бога – Источника жизни – и бессмысленно расточает то, что считал своим имением. Средства растрачены, в той стране начинается голод, блудный сын начинает терпеть лишения. Душа его опустошена и не получает даже тех жалких рожков, которыми он вынужден кормить свои свиноподобные вожделения.

Вот тогда блудный сын вспоминает, что отец его добр, что даже слуги в его доме изобилуют хлебом, в то время как он погибает от голода. Бог подобен источнику, изливающему свою воду для каждого, даже если никто ее не пьет. Надежда на прощение и побуждает этого неудавшегося денницу, который думал в своей гордости, что может существовать независимо от Отца, возвратиться к Нему с покаянием.

А отец, увидев его издалека, с любовью бросается ему навстречу, обнимает, облекает в царские одежды, надевает перстень на руку и сапоги на ноги, что свидетельствует о прощении, о возвращении первоначального сыновнего достоинства. Отец даже не желает выслушивать слов раскаяния сына, исполненных подлинного смирения, но сразу обнимает его своей любовью.

Раскаявшийся грешник познал, наконец, любовь Отца, а старший сын, который безупречно служил отцу многие годы, не знает этой любви. Он, первый наследник отца, должен был бы наследовать не столько его имения, сколько добрые качества отца – любить, прощать и миловать, его мудрость и способность отделять жизненно важные ценности от преходящих материальных. И оказывается, что старший, внешне праведный сын, является духовно незрелым, потому что не познал законов бытия, не познал свойств своего отца, не унаследовал его доброту и любовь.

Мы с вами видим, что нет совершенства в людях, есть лишь правильное или неправильное устроение. И Господь предостерегает нас как от гордости фарисейской, так и от отчаяния, когда человек видит, что он зашел в тупик без Бога. Отчаяние, хотя и является противоположностью самоуверенности, на самом деле есть обратная сторона гордости. Человек не хочет смириться, не хочет признать свое поражение и попросить помощи, потому что не верит в то, что Бог может спасти его. Это гибельное состояние души лишает ее спасения.

С другой стороны, Господь предостерегает нас от человеческого обыкновения приписывать себе какие-то заслуги и сравнивать себя с другими, высматривая несправедливость: «Я трудился, работал, а мне недодали. Вот, он грешил, а Ты помиловал его». Это логика не божественная, но человеческая, атомистическая, эгоистическая, она несовместима с любовью.

Церковь подготавливает нас к посту, правильно настраивает на подвиг покаяния. Есть у нас Отец милосердный, посылающий дождь на злых и добрых, праведных и неправедных. И если обратимся к Нему с покаянием, а каждому из нас есть, в чем каяться, непременно все простит. Не просто простит, а даже не вспомнит о наших уклонениях, но тотчас окружит нас Своей любовью и восстановит в сыновнем достоинстве. Тогда мы познаем, чтό есть любовь, чтό есть бесконечное милосердие и всепрощение Божие, и лучше станем понимать других людей, которые не дошли еще до осознания ложности своего направления без Бога и не познали милости Господней. Аминь.