Сызранская Епархия

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

446013, г.Сызрань, ул.Интернациональная, 12

+7 (8464) 36-12-36

syzran.eparhia@yandex.ru

Пассия как элемент современного православного богослужения

По благословению Преосвященного епископа Сызранского и Жигулевского ФОМЫ  в благочиниях состоялись публичные обсуждения проекта документа Межсоборного присутствия «Пассия как элемент современного православного богослужения».

Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству. Ранее он был направлен в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также опубликован с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия, на сайте Московской Патриархии в разделе «Межсоборное присутствие» — http://www.patriarchia.ru/db/text/5169776.html. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

По итогам  обсуждений в Сызранской епархии, Благочинными представлены рапорты в Епархиальное управление, в которых изложены результаты проведенных собраний в Приходах,  на которых священнослужители и прихожане высказали свое мнение по проекту документа «Пассия как элемент современного православного богослужения». Обобщенные результаты проведенного обсуждения направлены в Патриархию.

Пассия - (лат. «страдание») - особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.

Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой) (1596–1647 гг.), создателем многих литургических форм. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.

Последование Пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам.

За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа:

- на 1-й Пассии: 26 и 27 главы от Матфея,

- на 2-й Пассии: 14 и 15 главы от Марка,

- на 3-й Пассии: 22 и 23 главы от Луки,

- на 4-й Пассии: 18 и 19 главы от Иоанна.

По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на Пассии выносится на середину храма.

Кроме того, на Пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы - дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий...» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста - сораспятии со Христом.

На Пассии непременно произносится проповедь с поучением об Искуплении. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист - Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами.

Не удивительно, что Пассию так любят русские православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.

Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что Пассия - порождение католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для Страстной недели («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»). Это мнение неосновательно. Западная традиция исполнения Пассии была, скорее, похожа на театрализованное представление, во время которого несколько священников (иногда одетых в соответствующие костюмы) по ролям читали отрывки из Страстного евангельского цикла. Чтение перемежалось музыкой и пением. Позднее это нововведение подхватили протестанты.

Напротив, митрополит Петр составлял последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух Пассии совершенно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием. Т.е. мнение о том, что Пассия является чисто католическим богослужением, перенесенным на почву русского Православия, глубоко ошибочно и неверно. В чинопоследовании этой службы нет ни одного католического песнопения или текста, противоречащего православной догматике. Все песнопения взяты из Постной Триоди, из богослужения Великой Пятницы.

 

Долгое время эта служба совершалась только в юго-западных епархиях, но с конца XIX в. интерес к ней возрастает, она появляется и в центральных русских епархиях. К концу XX в. Пассия широко распространилась, и, несмотря на то, что она не предписана Уставом к обязательному исполнению, на сегодняшний день совершается уже почти повсеместно.

При подготовке материала использовались следующие труды:
«Азы православия», К. Слепинин.