Сызранская Епархия

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

446013, г.Сызрань, ул.Интернациональная, 12

+7 (8464) 36-12-36

syzran.eparhia@yandex.ru

Об опасном безразличии. Проповедь еп. Леонтия на Литургии в Неделю 23-ю по Пятидесятнице.

Сегодня мы слышали евангельское повествование о чудесном исцелении Господом гадаринского бесноватого. Это событие рассказывает о природе зла, его противостоянии добру и наиболее распространенной человеческой позиции.

Начинается рассказ со слов: «И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи». Можно символически выделить три области: Иудея, Галилея и страна Гадаринская. Иудея – это ревнители закона, которые в своей неразумной ревности ушли от того, чего хочет от нас Бог. Галилея – это символ истинной нашей веры, следования за Христом. А в стране Гадаринской, которая «против Галилеи» и в то же время не за Иудею, живут люди, которые не знают ни Ветхого, ни Нового Заветов. Они занимаются своим бизнесом, разводят запрещенных законом свиней, живут своими интересами и не ведают, что в этом мире добро, а что зло.

И вот зло по промыслу Божию посещает их пределы. Некий человек начинает бесноваться, да так, что терроризирует всю эту местность. На его примере очень характерно проявляется пагубная природа зла. Этот человек лишается разума и собственной воли, начинает действовать во вред себе: живет в гробах, кричит и бьется головой о камни. Вредит он и окружающим, бросается на людей, ходит обнаженным, нарушая все правила приличия, разрывает цепи, демонстрируя нечеловеческую бесовскую силу. Но при таком множестве и силе злых духов, целый легион бесов, а в легионе было десять тысяч воинов, не может погубить одного человека, потому что Господь не позволяет им этого.

И вот когда Христос приходит в те пределы, человек бежит к Нему по велению живущих в нем бесов и говорит: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня». Бесы узнают Бога, понимают, что за свои дела достойны вечных мук, которые в свое время их постигнут, но при этом сознательно творят зло. У них нет ни страха Божия в правильном его понимании как боязни преступить волю Творца, ни совести, ни каких-либо нравственных ограничителей, а есть одно лишь желание творить зло, пока есть возможность. Это крайняя степень отчаяния, ожесточения и богоборчества, а также бегство от реальности неизбежного возмездия. По сути отпавшие от своего Создателя ангелы полностью утратили разумность, свободу и подлинную радость бытия, являя собой логическое завершение пути для тех, кто думает прожить без Бога.

Исцеляя одержимого человека, Господь совершает величайшее чудо, причем делает это единственно по Своей милости, поскольку тот даже не мог этого попросить. Несчастный приходит в себя, вновь обретая разум, свободу и совесть, и с покаянием и любовью припадает к ногам своего Спасителя. А оставшиеся без пристанища бесы просят Господа войти в свиней, потому что желание кого-то мучить стало потребностью их природы. Господь, милостивый ко всему творению, тем не менее попускает это ради нашего вразумления, чтобы на примере этих нечистых по иудейским понятиям животных демоны показали людям, к чему приводит жизнь в нечистых плотских страстях и дружба с бесами. Огромное стадо в две тысячи голов тут же устремляется в море и гибнет.

Казалось бы, люди должны были опомниться и понять, что они находятся в опасности, что рядом враг, который пытается их погубить, а Господь пришел спасти их от этого зла. Но их охватывает страх. Чего же они боятся? Во-первых, того, что, потерпев материальный урон, они лишатся своего дохода и земного благополучия. Но главное, что их пугает, это сила Божия, явленная Христом, власть, могущая изменить весь уклад их жизни. Бог как бы вторгается в их жизнь со Своими порядками, и если они уверуют, то им придется что-то в себе менять, жить в соответствии с верой, чего (о)ни больше всего боятся.

Поэтому они умоляют Господа покинуть их пределы, фактически изгоняют Бога из своей жизни, чтобы продолжить беспечное существование. И до них не доходит, что эти же бесы, которые погубили свиней, могут вернуться и вселиться в их души. Вот что по-настоящему страшно. Страна Гадаринская – это символ безразличия к духовному, где люди не знают, в каком мире они живут. Пребывая в каком-то беззаботном состоянии, они оберегают этот свой мир и всячески себя обманывают, чтобы не задумываться о смысле жизни, о том, куда они идут. А ведь такой путь удаления от Бога в конечном итоге приводит в состояние, до которого дошли бесы.

Для нас этого евангельское повествование очень поучительно, потому что и нам приходится выбирать в жизни между добром и злом, определяться с кем мы(:), со Спасителем или со своими непостоянными интересами. Часто наша молодежь, имея неудовлетворенные духовные запросы, видя недостатки общественного устройства, выражает бунтарские настроения и пытается бороться со злом. Но без знания заповеди, без веры они рискуют стать инструментом насилия и разрушения, орудием бесовских сил. Наша задача оградить их в этот бурный период их жизни, отвратить от ложных кумиров и направить ко Христу Спасителю.

Господь пришел в нашу жизнь, и нам нужно открыть Ему свое сердце, как это сделал освобожденный от насилия зла человек. В отличие от нас он познал цену избавления, на себе испытав силу зла и свободу, которую подает Христос, и потому желает всегда быть с Ним. Однако Господь велит ему остаться там, в этой беспечной стране, чтобы проповедовать спасение ее еще духовно спящим жителям.

Итак, будем благодарить Господа за великий дар присутствия Его в нашей жизни, за то, что Он защищает нас от всякого зла. Будем стараться всегда быть с Ним и своим примером вдохновлять окружающих. Аминь.

Новости Церкви

В честь праздника Успения Пресвятой Богородицы

27 августа 2019 года, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Подробнее...

Патриарший визит в Нижегородскую митрополию

1 августа 2019 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима (1903), Саровского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. В этом году отмечается 29-летие со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского.

Подробнее...

Назначен новый руководитель Административного секретариата Московской Патриархии

Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 23 июля 2019 года митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий освобожден от должности руководителя Административного секретариата Московской Патриархии с выражением благодарности за добросовестное и эффективное осуществление служебных обязанностей. Руководителем Административного секретариата Московской Патриархии распоряжением Его Святейшества назначен епископ Павлово-Посадский Фома, викарий Патриарха Московского и всея Руси.

Подробнее...